ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН №750 от 25.03.2015г.

Российская Федерация
НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О статусе и мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области,
и о наделении органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями

Принят Новгородской областной Думой 25 марта 2015 года

Настоящий областной закон принят в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принци-пах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статья 1. Сфера действия настоящего областного закона
Настоящий областной закон регулирует правоотношения, связанные с присвоением семье статуса многодетной и предоставлением мер социальной поддержки указанным в настоящем областном законе многодетным семьям, а также устанавливает порядок передачи органам местного самоуправления муниципальных районов и городского округа (далее - органы местного само-управления) отдельных государственных полномочий по присвоению семье статуса многодетной и предоставлению мер социальной поддержки много-детным семьям.

Статья 2. Понятие многодетной семьи
1. Под многодетной семьей в настоящем областном законе понимается семья, имеющая в своем составе трех и более детей в возрасте до восемна-дцати лет.
2. В составе многодетной семьи учитываются:
1) совместно проживающие и ведущие общее хозяйство родители,
в том числе не состоящие в браке, в случае установления отцовства детей, одинокий родитель;
2) опекуны (попечители), приемные родители;

ен
№ 751-оз
3) дети в возрасте до восемнадцати лет, в том числе пасынки и падче-рицы, включая усыновленных, дети, находящиеся под опекой (попечительст-вом), дети, воспитывающиеся в приемных семьях, проживающие совместно
с родителями, опекунами (попечителями), приемными родителями;
4) дети в возрасте до восемнадцати лет, проживающие отдельно от родителей (одинокого родителя), опекуна (попечителя), приемных родителей (приемного родителя) в связи с обучением в образовательных организациях среднего профессионального образования или высшего образования.
3. В составе многодетной семьи не учитываются дети:
1) находящиеся на полном государственном обеспечении;
2) переданные под опеку (попечительство) другим лицам, не отнесен-ным к совершеннолетним членам многодетной семьи;
3) в отношении которых родители лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах;
4) отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу;
5) объявленные в установленном порядке полностью дееспособными (эмансипированными);
6) вступившие в брак до достижения ими возраста восемнадцати лет.
4. Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, выдан-ным в порядке, установленном настоящим областным законом.

Статья 3. Меры социальной поддержки многодетных семей
1. Меры социальной поддержки в порядке и на условиях, предусмот-ренных настоящим областным законом, предоставляются многодетным се-мьям, в которых местом жительства обоих или одного родителя, опекуна (попечителя), приемного родителя является территория Новгородской области.
2. Многодетные семьи независимо от дохода семьи имеют право на следующие меры социальной поддержки:
1) первоочередной прием детей в дошкольные образовательные орга-низации;
2) первоочередной прием родителей и детей в медицинских органи¬зациях Новгородской области;
3) первоочередной прием детей в детские реабилитационные и оздо-ровительные организации Новгородской области;
4) первоочередной прием в государственные и муниципальные обра-зовательные организации на обучение по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования при приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной терри-тории, чьи братья (сестры) уже проходят обучение в данной образовательной организации;
5) бесплатное обеспечение лекарственными препаратами детей в
возрасте до 6 лет по рецептам врачей (фельдшеров) по перечню и в порядке, установленном Правительством Новгородской области.
3. Многодетные семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает двойной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения в Новгородской области, установленную в соответствии с дейст-вующим законодательством на момент обращения, имеющим в своем составе трех или четырех детей, а также многодетные семьи независимо от дохода семьи, имеющим в своем составе пять и более детей, имеют право на сле-дующие меры социальной поддержки:
1) компенсация в размере 50 процентов от установленной платы за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, центральное отопле-ние, газоснабжение сетевым газом, в пределах нормативов потребления ука-занных услуг, утвержденных уполномоченными органами в порядке, уста-новленном жилищным законодательством);
2) компенсация в размере 50 процентов стоимости электрической энергии, сжиженного газа с учетом доставки до потребителя (в домах, не
оснащенных сетевым газом), топлива (без учета транспортных расходов) для отопления домов, не имеющих центрального отопления, - в пределах нормати-вов потребления на одну многодетную семью в год (электроэнергия - 1800 кВт/ч, за исключением случаев потребления электроэнергии в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроэнергия в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электропли-тами, - 3000 кВт/час, сжиженный газ - 126 кг, дрова - 12 куб. м, уголь - 3 т);
3) бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользо-вания (автобус, троллейбус) в городском и пригородном сообщении для
обучающихся общеобразовательных организаций в пределах Новгородской области.

Статья 4. Наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями
по обеспечению мер социальной поддержки
многодетных семей
Наделить органы местного самоуправления на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями:
1) по присвоению статуса многодетной семьи и выдаче удостовере-ния, подтверждающего статус многодетной семьи;
2) по предоставлению мер социальной поддержки, предусмотренных в пунктах 1 и 2 части 3 статьи 3 настоящего областного закона;
3) по возмещению организациям и индивидуальным предпринимате-лям расходов по предоставлению меры социальной поддержки, установлен-ной в пункте 3 части 3 статьи 3 настоящего областного закона.

Статья 5. Права и обязанности органов местного самоуправления
при осуществлении отдельных государственных
полномочий
1. Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, указанных в статье 4 настоящего областного закона, имеют право:
1) выбирать формы и методы реализации отдельных государственных полномочий и осуществлять эти полномочия самостоятельно в целях и рамках, которые определены федеральными и областными нормативными правовыми актами;
2) требовать от органов государственной власти Новгородской области (далее - органов государственной власти области) своевременного и полного их обеспечения необходимыми финансовыми средствами;
3) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления отдельных государственных пол-номочий;
4) получать консультативную и методическую помощь от органов
государственной власти области по вопросам осуществления отдельных
государственных полномочий.
2. В целях осуществления отдельных государственных полномочий, указанных в статье 4 настоящего областного закона, органы местного само-управления обязаны:
1) организовать деятельность по осуществлению переданных отдельных государственных полномочий, в том числе:
а) обеспечить присвоение семье статуса многодетной;
б) обеспечить выдачу удостоверений, подтверждающих статус много-детной семьи;
в) обеспечить выдачу справок многодетной семье на предоставление мер социальной поддержки, на бесплатный проезд на автомобильном транс-порте общего пользования (автобус, троллейбус) в городском и пригородном сообщении в пределах Новгородской области детям из многодетных семей, обучающимся в общеобразовательных организациях, для бесплатного проезда;
г) обеспечить возмещение расходов организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (автобус, троллейбус) в городском и приго-родном сообщении в пределах Новгородской области для обучающихся обще-образовательных организаций;
д) определить орган, уполномоченный осуществлять переданные
отдельные государственные полномочия;
2) обеспечить целевое использование перечисленных бюджетам соот-ветствующих муниципальных районов, городского округа субвенций на
выполнение переданных отдельных государственных полномочий;

3) проводить анализ выполнения переданных отдельных государст-венных полномочий;
4) представлять по требованию Правительства Новгородской области или уполномоченного им органа исполнительной власти области необходи-мую информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением от-дельных государственных полномочий, в том числе об использовании фи-нансовых средств;
5) исполнять письменные предписания, исходящие от Правительства Новгородской области или уполномоченного им органа исполнительной вла-сти области, в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 6. Права и обязанности Правительства Новгородской
области при осуществлении органами местного
самоуправления отдельных государственных
полномочий
1. Правительство Новгородской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, указан-ных в статье 4 настоящего областного закона, имеет право:
1) издавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
2) запрашивать и получать от органов местного самоуправления необхо-димую информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, в том числе:
перечень органов, уполномоченных осуществлять отдельные государст-венные полномочия, конкретных должностных лиц органов местного само-управления с указанием выполняемых ими функций по осуществлению
отдельных государственных полномочий;
муниципальные правовые акты, принятые при осуществлении отдель-ных государственных полномочий, осуществлять их анализ на соответствие требованиям настоящего областного закона и иных нормативных правовых актов. Соответствующие муниципальные правовые акты должны быть пред-ставлены не позднее чем через десять дней после их истребования;
документы об использовании финансовых средств;
3) получать от граждан и организаций, относительно которых органа-ми местного самоуправления осуществлены отдельные государственные полномочия, информацию, касающуюся деятельности органов местного
самоуправления по осуществлению данных полномочий;
4) иметь беспрепятственный доступ к системе делопроизводства в
органах местного самоуправления, в том числе автоматизированной системе, в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий. Данный доступ не должен затрагивать ведение делопроизводства в части осуществления полномочий по вопросам местного значения.
2. Правительство Новгородской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, указан-ных в статье 4 настоящего областного закона, обязано:
1) обеспечивать деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий финансовыми средствами в виде субвенций из областного бюджета;
2) оказывать консультативную и методическую помощь органам ме-стного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государст-венных полномочий;
3) координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;
4) проводить анализ реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
5) рассматривать жалобы физических и юридических лиц на ненадле-жащее осуществление органами местного самоуправления отдельных госу-дарственных полномочий.
3. Правительство Новгородской области вправе наделять полномо-чиями, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи формируемые им органы исполнительной власти области.

Статья 7. Порядок присвоения семье статуса многодетной
1. Заявление о присвоении семье статуса многодетной подается одним из родителей, опекуном (попечителем), приемным родителем (далее - заяви-тель) в орган местного самоуправления или орган, уполномоченный осуще-ствлять переданные отдельные государственные полномочия, или много-функциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) по месту его жительства.
2. Одновременно с заявлением представляются фотография заявителя и следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность заявителя;
2) документ о составе семьи;
3) свидетельства о рождении (усыновлении) детей;
4) документы, подтверждающие смену фамилии матери, отца детей: свидетельства о заключении и расторжении брака, актовые записи о браке, о расторжении брака - если в свидетельстве о рождении детей указана преды-дущая фамилия матери, отца;
5) решение о передаче ребенка под опеку или попечительство (в отно-шении детей, находящихся под опекой или попечительством);
6) договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью
(в отношении детей, проживающих в приемных семьях).
Документы, указанные в пунктах 1, 3-6 настоящей части представ¬ляются вместе с копиями, которые заверяются специалистом, осуществляю-щим их прием.
3. Решение о присвоении семье статуса многодетной либо об отказе в присвоении такого статуса семье принимается органом местного самоуправ-ления или органом, уполномоченным осуществлять переданные отдельные государственные полномочия, в течение 20 дней со дня подачи заявления и всех документов, указанных в части 2 настоящей статьи.
4. В случае отказа в присвоении семье статуса многодетной, заявитель письменно уведомляется об этом в десятидневный срок со дня принятия
решения с указанием причин отказа и порядка его обжалования.
5. Удостоверение многодетной семьи выдается на имя заявителя орга-ном местного самоуправления или органом, уполномоченным осуществлять переданные отдельные государственные полномочия, по месту подачи заяв-ления о присвоении семье статуса многодетной.
Удостоверение многодетной семьи выдается на срок до достижения старшим ребенком возраста восемнадцати лет.
Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, его форма и опи-сание устанавливаются Правительством Новгородской области.
6. Правительство Новгородской области или уполномоченный им
орган исполнительной власти области передает бланки удостоверений органу местного самоуправления или органу, уполномоченному осуществлять пере-данные отдельные государственные полномочия, на основании их заявок
в течение 10 дней со дня представления заявки.
7. На основании заявления и представленных документов органом
местного самоуправления или органом, уполномоченным осуществлять
переданные отдельные государственные полномочия, формируется личное дело многодетной семьи и электронная база данных многодетных семей.
Личные дела хранятся в течение трех лет после утраты семьей статуса многодетной.
8. Основаниями для принятия решения об отказе в присвоении семье статуса многодетной являются:
1) представление неполного комплекта документов, указанных в части 2 настоящей статьи;
2) представление документов с недостоверными сведениями;
3) несоответствие состава многодетной семьи требованиям части 1 статьи 2 настоящего областного закона.

Статья 8. Условия и порядок предоставления мер социальной
поддержки многодетных семей
1. Многодетным семьям, имеющим в своем составе трех или четырех детей, меры социальной поддержки, указанные в части 3 статьи 3 настояще-го областного закона, предоставляются на основании справки многодетной семье на предоставление мер социальной поддержки, выдаваемой органом местного самоуправления или органом, уполномоченным осуществлять
переданные отдельные государственные полномочия, по форме согласно приложению 1 к настоящему областному закону, с 1 числа месяца, в котором многодетной семье выдана указанная справка.
Справка многодетной семье на предоставление мер социальной под-держки выдается в течение 5 дней после принятия решения о предоставлении многодетной семье, имеющей в своем составе трех или четырех детей, мер социальной поддержки, на основании документов, подтверждающих доходы членов многодетной семьи, учитываемые при расчете среднедушевого дохо-да многодетной семьи, за расчетный период - три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении (про-длении) мер социальной поддержки многодетной семье.
Доходы от предпринимательской деятельности учитываются путем представления копии декларации, подаваемой гражданином в налоговые
органы.
Меры социальной поддержки, указанные в части 2 статьи 3 настоящего областного закона, предоставляются многодетным семьям, имеющим в своем составе трех или четырех детей, на срок выдачи удостоверения многодетной семьи.
Многодетным семьям, имеющим в своем составе пять и более детей, меры социальной поддержки, указанные в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего областного закона, предоставляются на срок выдачи удостоверения много-детной семьи.
2. В случае если в состав многодетной семьи входят члены семьи,
место жительства которых согласно документу, представленному в соответст-вии с пунктом 2 части 2 статьи 7 настоящего областного закона, не совпадают с местом жительства заявителя, меры социальной поддержки многодетной семье предоставляются при условии предъявления заявителем документа о неполучении таким членом семьи (вторым родителем, приемным родителем, опекуном (попечителем), аналогичных мер социальной поддержки по месту его жительства.
При отсутствии у заявителя документа о неполучении мер социальной поддержки орган местного самоуправления или орган, уполномоченный осуществлять переданные отдельные государственные полномочия, по месту подачи заявления делает соответствующий запрос самостоятельно в уполно-моченный орган по месту жительства членов многодетной семьи.
3. Предоставление мер социальной поддержки прекращается в случаях, предусмотренных статьей 12 настоящего областного закона, с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
4. Меры социальной поддержки многодетных семей, предусмотрен-ные в пунктах 1 и 2 части 3 статьи 3 настоящего областного закона, предо¬ставляются в соответствии с порядком, установленным Правительством Нов-городской области.
5. При наличии у членов многодетной семьи права на получение ана-логичных мер социальной поддержки на основании иных нормативных пра-вовых актов меры социальной поддержки, предусмотренные в пунктах 1 и 2 части 3 статьи 3 настоящего областного закона, предоставляются по одному из оснований по выбору заявителя.
6. Бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользова-ния (автобус, троллейбус) в городском и пригородном сообщении для обучаю-щихся общеобразовательных организаций в пределах Новгородской области осуществляется на основании справки по форме согласно приложению 2
к настоящему областному закону. Данная справка действует сроком один год и продлевается ежегодно органом местного самоуправления или органом, уполномоченным осуществлять переданные отдельные государственные полномочия, при предоставлении справки из общеобразовательной организа-ции, в которой обучается ребенок. Одновременно со справкой из общеобразо-вательной организации представляется фотография ребенка заявителя, обу-чающегося в общеобразовательной организации.
Справка на проезд ребенка из многодетной семьи, обучающегося обще-образовательной организации, выдается в течение 5 дней после принятия
решения о предоставлении многодетной семье мер социальной поддержки.
7. Основанием для принятия решения об отказе в предоставлении многодетной семье, имеющей в своем составе трех или четырех детей, мер социальной поддержки, указанных в части 3 статьи 3 настоящего областного закона, является превышение среднедушевого дохода двойной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения в Новгородской об-ласти, установленную в соответствии с действующим законодательством.

Статья 9. Исчисление величины среднедушевого дохода
многодетной семьи для предоставления мер
социальной поддержки
1. Исчисление величины среднедушевого дохода многодетной семьи, имеющей в своем составе трех или четырех детей, для предоставления мер социальной поддержки, указанных в части 3 статьи 3 настоящего областного закона, производится на основании документов о доходах семьи с учетом требований, установленных настоящей статьей.
Перечень видов доходов многодетной семьи, учитываемых при
исчислении величины среднедушевого дохода, установлен приложением 3
к настоящему областному закону.
2. Величина среднедушевого дохода определяется делением суммы совокупного дохода семьи за расчетный период на 3 и на число членов семьи.
3. При исчислении дохода многодетной семьи учитываются начис-ленные суммы до вычета в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и обязательных страховых платежей.
4. Доход многодетной семьи, получаемый в иностранной валюте, пе-ресчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на день получения.
5. Премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда и выплачиваемые по месячным результатам работы, включаются в доход многодетной семьи по времени их фактического получения.
При иных установленных сроках премирования (вознаграждения) суммы премии (вознаграждения) делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доход многодетной семьи за каждый месяц расчетного периода.
6. Суммы заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства после увольнения в связи с ликвидацией организации, осуществлением
мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также выходного пособия, выплачиваемого при увольнении, и компенсации при вы-ходе в отставку делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доход многодетной семьи за каждый месяц расчетного периода.
7. При исчислении дохода не учитываются начисленные, но не выпла-ченные фактически заработная плата (денежное вознаграждение, содержа-ние), денежное довольствие и другие выплаты, предусмотренные приложе-нием 4 к настоящему областному закону.
8. При исчислении дохода семьи из совокупного дохода семьи исклю-чаются суммы ежемесячных платежей, которые семья потратила на погаше-ние кредита (займа), в том числе ипотечного, на улучшение жилищных усло-вий, либо в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве, либо в счет уплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома, заключенного с юридическим лицом, или
индивидуальным предпринимателем, являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта
объектов капитального строительства и содержание их деятельности, за 3
последних месяца, предшествующих месяцу обращения.
Для подтверждения данного факта необходимо представить копию кредитного договора (договора займа), ипотечного договора, (в случае если кредитным договором (договором займа) предусмотрено его заключение), копию договора участия в долевом строительстве, копию договора строи-тельного подряда, а также справку банка (кредитной организации), строи-тельной организации о размерах ежемесячного внесенного платежа.
9. В случае если индивидуальный предприниматель не может пред-ставить документы о своем доходе за расчетный период, то его ежемесячный доход определяется путем деления на 12 суммы совокупного годового дохода за календарный год, предшествующий году обращения.

Статья 10. Извещение о наступлении обстоятельств, влекущих
изменение объема или прекращение предоставления
мер социальной поддержки
1. Многодетные семьи обязаны в течение месяца извещать орган
местного самоуправления или орган, уполномоченный осуществлять пере-данные отдельные государственные полномочия, по месту присвоения им статуса многодетной семьи и (или) предоставления мер социальной поддержки, устанавливаемых настоящим областным законом, о возникновении оснований, указанных в части 1 статьи 12 настоящего областного закона, влекущих пре-кращение предоставления им мер социальной поддержки.
2. Многодетные семьи, имеющие в своем составе трех или четырех детей, обязаны по истечении одиннадцати месяцев с месяца назначения мер социальной поддержки, указанных в части 3 статьи 3 настоящего областного закона, одновременно с заявлением на предоставление (продление) мер соци-альной поддержки представлять в орган местного самоуправления или орган, уполномоченный осуществлять переданные отдельные государственные полномочия, или многофункциональный центр по месту жительства обнов-ленные сведения о доходах и составе многодетной семьи для получения справки многодетной семье на предоставление мер социальной поддержки.
3. В случае неисполнения требования, изложенного в части 2 настоя-щей статьи, по истечении двенадцати месяцев с месяца назначения мер соци-альной поддержки многодетной семье, предоставление указанных мер при-останавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором
истек срок действия справки на предоставление мер социальной поддержки.
Предоставление указанных мер социальной поддержки многодетной семье, имеющей в своем составе трех или четырех детей, возобновляется с
1-го числа месяца выдачи справки многодетной семье на предоставление мер социальной поддержки.

Статья 11. Порядок возмещения расходов организациям,
индивидуальным предпринимателям, обеспечивающим
бесплатный проезд на автомобильном транспорте
общего пользования (автобус, троллейбус) в городском
и пригородном сообщении для обучающихся
общеобразовательных организаций в пределах
Новгородской области
1. Для обеспечения бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования (автобус, троллейбус) в городском и пригородном
сообщении обучающихся общеобразовательных организаций в пределах Новгородской области орган местного самоуправления или орган, уполномо-ченный осуществлять переданные отдельные государственные полномочия, заключает договор с автотранспортными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку.
2. Возмещение организациям, индивидуальным предпринимателям расходов по предоставлению бесплатного проезда на автомобильном транс-порте общего пользования (автобус, троллейбус) в городском и пригородном сообщении обучающимся общеобразовательных организаций осуществляет-ся органом местного самоуправления или органом, уполномоченным осуще-ствлять переданные отдельные государственные полномочия, за счет средств, перечисляемых бюджетам муниципальных районов и городского округа из областного бюджета в виде субвенций.

Статья 12. Основания прекращения предоставления мер
социальной поддержки многодетных семей
1. Предоставление мер социальной поддержки многодетных семей, установленных настоящим областным законом, прекращается в случаях:
1) выезда многодетной семьи на постоянное место жительства за пре-делы территории Новгородской области;
2) утраты семьей статуса многодетной;
3) лишения или ограничения родителей (родителя) родительских прав;
4) прекращения опеки (попечительства);
5) прекращения действия договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью - в отношении приемных семей;
6) превышения среднедушевого дохода многодетной семьи, имеющей в своем составе трех или четырех детей, двойной величины прожиточного
минимума, в расчете на душу населения в Новгородской области, установ-ленную в соответствии с действующим законодательством - для мер социаль-ной поддержки многодетных семей, указанных в части 3 статьи 3 настоящего областного закона.
2. Решение о прекращении мер социальной поддержки многодетной семье принимается органом местного самоуправления или органом, уполно-моченным осуществлять переданные отдельные государственные полномочия, в течение 10 дней со дня получения ими сведений об основаниях, указанных в части 1 настоящей статьи.
3. Денежные средства, затраченные на предоставление мер социальной поддержки многодетных семей, вследствие представления документов с не-достоверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения мер социальной поддержки, возмещаются многодетной семьей в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата денежные средства взыски-ваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Материально-финансовое обеспечение расходов
по предоставлению мер социальной поддержки
многодетных семей
1. Настоящий областной закон вводится в действие ежегодно област-ным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если областным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление переданных отдельных госу-дарственных полномочий, установленных настоящим областным законом, мер социальной поддержки многодетных семей.
2. Денежные средства, необходимые для реализации мер социальной поддержки многодетных семей по бесплатному обеспечению лекарственны-ми препаратами по рецептам врачей (фельдшеров) для детей в возрасте до 6 лет, ежегодно предусматриваются в областном бюджете.

Статья 14. Методика распределения субвенций местным бюджетам
1. Размер субвенции бюджету муниципального района и городского округа для осуществления органами местного самоуправления отдельных го-сударственных полномочий определяется по следующей методике:
V = V1 + V2 + V3, где:
V - объем средств, причитающийся бюджету муниципального района, городского округа;
V1 - объем средств по предоставлению мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, центральное отопление, газоснабжение сетевым газом в пределах нормативов потребле-ния), расчет которого производится в следующем порядке:
V1 = Sф1 х 2 х К1 + Sф2 х 2 х К2 + Sф3 х 2 х К3 + Sф4 х 2 х К4 + Р, где:
Sф1 - фактические расходы, связанные с предоставлением многодет-ным семьям мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги по водоснабжению за первое полугодие текущего финансового года;
К1 - коэффициент, учитывающий рост тарифов по оплате за водо-снабжение, применяемый при формировании показателей областного бюд-жета на очередной финансовый год и плановый период;
Sф2 - фактические расходы, связанные с предоставлением многодет-ным семьям мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги по водоотведению за первое полугодие текущего финансового года;
К2 - коэффициент, учитывающий рост тарифов по оплате за водоотве-дение, применяемый при формировании показателей областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
Sф3 - фактические расходы, связанные с предоставлением многодет-ным семьям мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги по центральному отоплению за первое полугодие текущего финансового года;
К3 - коэффициент, учитывающий рост тарифов по оплате за централь-ное отопление, применяемый при формировании показателей областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
Sф4 - фактические расходы, связанные с предоставлением многодет-ным семьям мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги по газоснабжению сетевым газом за первое полугодие текущего финансового года;
К4 - коэффициент, учитывающий рост тарифов по оплате за газоснаб-жение сетевым газом, применяемый при формировании показателей област-ного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
Р - расходы по оплате услуг почтовой связи и банковских услуг по выплате денежных средств в рамках обеспечения мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг многодетным семьям;

V2 - объем средств по предоставлению мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг по электроснабжению, обеспечению сжижен-ным газом с учетом доставки до потребителя, приобретению топлива для многодетных семей, проживающих в домах без центрального отопления (без учета транспортных расходов), расчет которого производится в следующем порядке:
V2 = N1 х Q1 х K1 х 1800 х 0,5 + N2 х Q1 х K1 х 3000 х 0,5 + N3 х Q2 х K2 х 126 х
х 0,5 +N4 х Q3 х K3 х 12 х 0,5 + N5 х Q4 х K3 х 3 х 0,5 + P, где:
N1 - количество многодетных семей, имеющих право на меры соци-альной поддержки по оплате за коммунальные услуги по электроснабжению в домах, не оборудованных в установленном порядке стационарными элек-троплитами;
Q1 - стоимость 1 кВт/час, сложившаяся на период разработки проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
K1 - коэффициент, учитывающий рост тарифов по оплате за электро-энергию, применяемый при формировании показателей областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
1800 - норматив потребления электроэнергии на одну многодетную семью в год в домах, не оборудованных в установленном порядке стационар-ными электроплитами (кВт/час);
0,5 - компенсация в размере 50 процентов стоимости электрической энергии в домах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами;
N2 - количество многодетных семей, имеющих право на меры соци-альной поддержки по оплате за коммунальные услуги по электроснабжению в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электро-плитами;
3000 - норматив потребления электроэнергии на одну многодетную семью в год в домах, оборудованных в установленном порядке стационар-ными электроплитами (кВт/час);
0,5 - компенсация в размере 50 процентов стоимости электрической энергии в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами;
N3 - количество многодетных семей, имеющих право на меры соци-альной поддержки по оплате за пользование сжиженным газом;
Q2 - стоимость 1 кг сжиженного газа с учетом доставки до потребителя, сложившаяся на период разработки проекта областного бюджета на очеред-ной финансовый год и плановый период;
K2 - коэффициент, учитывающий рост тарифов по оплате за пользование сжиженным газом, применяемый при формировании показателей областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
126 - норматив потребления сжиженного газа на одну многодетную семью в год (кг);
0,5 - компенсация в размере 50 процентов стоимости сжиженного газа с учетом доставки до потребителя;
N4 - количество многодетных семей, имеющих право на меры соци-альной поддержки по обеспечению дровами в домах без центрального ото-пления (без учета транспортных расходов);
Q3 - стоимость 1 куб. м дров (без учета транспортных расходов), сло-жившаяся на период разработки проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
K3 - коэффициент, учитывающий рост тарифов по оплате за топливо (дрова, уголь), применяемый при формировании показателей областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
12 - норматив потребления дров на одну многодетную семью в год (куб. м);
0,5 - компенсация в размере 50 процентов стоимости дров (без учета транспортных расходов);
N5 - количество многодетных семей, имеющих право на меры соци-альной поддержки по обеспечению углем в домах без центрального отопле-ния (без учета транспортных расходов);
Q4 - стоимость 1 т угля (без учета транспортных расходов), сложив-шаяся на период разработки проекта областного бюджета на очередной
финансовый год и плановый период;
3 - норматив потребления угля на одну многодетную семью в год (т);
0,5 - компенсация в размере 50 процентов стоимости угля (без учета транспортных расходов);
Р - расходы по оплате услуг почтовой связи и банковских услуг по выплате денежных средств в рамках обеспечения мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг многодетным семьям;
V3 - объем средств по бесплатному проезду на автомобильном транс-порте общего пользования (автобус, троллейбус) в городском и пригородном сообщении для обучающихся общеобразовательных организаций в пределах Новгородской области, расчет которого производится в следующем порядке:
V3 = N х Rs, где:
N - количество обучающихся общеобразовательных организаций из многодетных семей, имеющих право на меры социальной поддержки по бес-платному проезду;
Rs - средний размер возмещения на одного обучающегося общеобра-зовательной организации из многодетной семьи, пользующегося бесплатным проездом на автомобильном транспорте общего пользования (автобус, трол-лейбус) в городском и пригородном сообщении в пределах Новгородской
области.
2. Расчет субвенции бюджетам муниципальных районов, городского округа на содержание штатных единиц, осуществляющих переданные на-стоящим областным законом отдельные государственные полномочия, опре-делен областным законом от 31.12.2008 № 461-ОЗ «О расчете субвенции бюджетам муниципальных образований на возмещение затрат по содержа-нию штатных единиц, осуществляющих переданные отдельные государст-венные полномочия области».
3. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством Новгородской области.

Статья 15. Контроль за исполнением органами местного
самоуправления переданных отдельных
государственных полномочий
В целях осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, указанных в ста-тье 4 настоящего областного закона, Правительство Новгородской области или уполномоченный им орган исполнительной власти области:
1) проверяют целевое использование денежных средств, предусмот-ренных на реализацию отдельных государственных полномочий, перечис-ляемых бюджетам муниципальных районов и городского округа из областного бюджета в виде субвенций;
2) проводят мониторинг исполнения отдельных государственных пол-номочий, включая проверку качества исполнения полномочий;
3) проводят проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий;
4) выдают письменные предписания по устранению выявленных на-рушений законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, обязательные для исполнения органами местного самоуправления.
Контроль за осуществлением органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий производится в порядке, преду-смотренном статьей 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статья 16. Порядок определения перечня подлежащих передаче
в пользование и (или) управление либо
в муниципальную собственность материальных
средств, необходимых для осуществления отдельных
государственных полномочий, передаваемых органам
местного самоуправления
1. В целях обеспечения передачи материальных средств (недвижимое и (или) движимое имущество), необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправ-ления, Правительство Новгородской области или уполномоченный им орган исполнительной власти области составляет перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность мате-риальных средств (далее - перечень материальных средств), который согла-совывает с главами муниципальных образований.
Перечень материальных средств составляется в случае, если возникает потребность в материальных средствах.
2. Перечень материальных средств утверждается Правительством Новгородской области или уполномоченным им органом исполнительной власти области отдельно по каждому муниципальному образованию не позд-нее срока вступления в силу областного закона, предусматривающего наде-ление органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Решение об отказе Правительства Новгородской области или уполномоченного им органа исполнительной власти области о включении недвижимого и (или) движимого имущества в перечень материальных средств должно быть мотивированным.
3. Правительство Новгородской области или уполномоченный им
орган исполнительной власти области ежегодно уточняет перечень матери-альных средств с главами муниципальных образований в срок не позднее
месяца после вступления в силу областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, которым вводятся в действие положения областных законов, предусматривающие наделение органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
4. Перечень материальных средств в течение текущего финансового года может быть изменен в порядке, установленном для его утверждения. Изменения в перечень материальных средств вносятся по предложениям Правительства Новгородской области или уполномоченного им органа
исполнительной власти области, глав муниципальных образований.

Статья 17. Условия и порядок прекращения осуществления
органами местного самоуправления переданных
им отдельных государственных полномочий
1. Осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий прекращается областным законом в случае, если органами местного самоуправления при осуществлении ими указанных отдельных государственных полномочий допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, когда такое нарушение установлено соответствующим судом, либо в случае суще-ственного изменения условий, влияющих на осуществление указанных пол-номочий.
2. При прекращении осуществления органами местного самоуправле-ния переданных им отдельных государственных полномочий одновременно изымаются неиспользованные денежные средства, перечисляемые бюджетам муниципальных районов и городского округа из областного бюджета в виде субвенции.

Статья 18. Порядок отчетности органов местного самоуправления
об осуществлении переданных им отдельных
государственных полномочий
1. Органы местного самоуправления отчитываются перед органами государственной власти области об осуществлении отдельных государствен-ных полномочий.
2. Формы отчетов и порядок их представления утверждаются Прави-тельством Новгородской области или уполномоченным им органом исполни-тельной власти области.
3. Сроки и формы отчетности органов местного самоуправления об использовании денежных средств в виде субвенций, предназначенных для осуществления отдельных государственных полномочий, устанавливаются Правительством Новгородской области.

Статья 19. Признание утратившими силу областных законов
1. Признать утратившими силу:
областной закон от 05.05.2010 № 749-ОЗ «О мерах социальной
поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области, и о наделении органов местного самоуправления отдельными госу-дарственными полномочиями» (газета «Новгородские ведомости» от 07.05.2010), за исключением пункта 3 статьи 3 настоящего областного закона;
областной закон от 28.10.2013 № 362-ОЗ «О внесении изменений
в областной закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области, и о наделении органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» (газета «Новгородские ведомости» от 30.10.2013);
областной закон от 26.09.2014 № 624-ОЗ «О внесении изменений
в областной закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области, и о наделении органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» (газета «Новгородские ведомости» от 03.10.2014);
областной закон от 26.02.2015 № 721-ОЗ «О внесении изменений
в областной закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области, и о наделении органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» (газета «Новгородские ведомости» от 27.02.2015);
статью 7 областного закона от 26.02.2015 № 725-ОЗ «О внесении
изменений в некоторые областные законы о наделении органов местного
самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере обра-зования, социальной защиты, труда, опеки и попечительства, архивного
дела» (газета «Новгородские ведомости» от 27.02.2015).
2. Пункт 3 статьи 3 областного закона от 05.05.2010 № 749-ОЗ «О
мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на терри-тории Новгородской области, и о наделении органов местного самоуправле-ния отдельными государственными полномочиями» признать утратившим силу с 31 августа 2015 года.

Статья 20. Вступление в силу настоящего областного закона
1. Настоящий областной закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2015 года, за исключением пункта 3 части 3 статьи 3 настоящего областного закона.
2. Пункт 3 части 3 статьи 3 настоящего областного закона вступает в силу с 1 сентября 2015 года.

Губернатор
Новгородской области С.Г.Митин

Великий Новгород
27 марта 2015 года
№ 750-ОЗ

Приложение 1
к областному закону «О статусе и мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области, и о наделении органов местного самоуправления отельными государствен-ными полномочиями»

__________________________________________________________
(наименование органа местного самоуправления муниципального
__________________________________________________________
района, городского округа, органа, уполномоченного осуществлять
__________________________________________________________
переданные отдельные государственные полномочия)

от_____________ №__________

СПРАВКА
многодетной семье на предоставление мер социальной поддержки

Получатель состав семьи чел.
Адрес:

Состав многодетной семьи:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Среднедушевой доход многодетной семьи составляет ____________ рублей, что ниже двойной величины прожиточного минимума, в расчете на душу населения в Нов-городской области, установленную в соответствии с действующим законодательством на _____ квартал 20___ года.
Предъявитель имеет право на получение мер социальной поддержки в соот¬ветствии с частью 3 статьи 3 областного закона от ________________ № _________ «О статусе и мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на
территории Новгородской области, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями».
Справка действительна с по

___________________ ______________ _______________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

МП

Приложение 2
к областному закону «О статусе и мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области, и о наделении органов местного самоуправления отельными государствен-ными полномочиями»

_________________________________________________________________________
(наименование органа местного самоуправления муниципального района, городского округа, органа,
_________________________________________________________________________
уполномоченного осуществлять переданные отдельные государственные полномочия)
СПРАВКА № _______ от ______________
на проезд ребенка из многодетной семьи,
обучающегося общеобразовательной организации

_____________________________________________________________,
(ФИО)
обучающегося в ______________________________________________________
(наименование и местонахождение общеобразовательной организации)
В соответствии со статьей 3 областного закона от ____________
№ ____«О статусе и мерах социальной поддержки многодетных
семей, проживающих на территории Новгородской области,
и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» предъявитель имеет право на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (автобус, троллейбус) в городском и пригородном сообщении для обучающихся общеобразовательных организаций в пределах Новгородской области.

________________________________________________________
(подпись)
М.П.

Оборотная сторона

Справка действительна: с ________________ 201__ г.

по _______________ 201__ г.
М.П.

Продлена:

с ______________201_ г. по _______________ 201__ года
М.П.

с ______________201_ г. по ________________ 201__ года

М.П.

Приложение 3
к областному закону «О статусе и мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области, и о наделении органов местного самоуправления отельными государствен-ными полномочиями»

Перечень видов доходов многодетной семьи,
учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода

В доход многодетной семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются:
1) все виды заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения по всем местам работы, в том числе:
выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях
порядка исчисления средней заработной платы»;
средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;
2) социальные выплаты, к которым относятся:
пенсии;
ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных обра-зовательных организациях и образовательных организациях высшего образо-вания, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных организациях высшего образования и научно-исследовательских организациях, слушателям духов-ных образовательных организаций, а также компенсационные выплаты ука-занным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты без-работным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачи-ваемая гражданам в период прохождения профессионального обучения и по-лучения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждаю-щимся в социальной защите, в период их участия во временных работах,
а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах;
пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком и еже-месячные компенсационные выплаты по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста;
ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего
военную службу по призыву;
ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутст-вием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в
установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги
военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, свя-занному с условиями проживания по месту военной службы супруга, если
по заключению медицинских организаций их дети до достижения возраста
18 лет нуждаются в постороннем уходе;
ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц
рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ежемесячные денежные выплаты семьям при рождении (усыновле-нии) в них третьего и каждого последующего ребенка;
выплаты денежных средств опекунам (попечителям), приемным роди-телям на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей, находящихся под опекой (попечительством);
вознаграждение, причитающееся приемному родителю;
3) другие доходы, в том числе:
денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внут-ренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-испол¬нительной системы, таможенных органов Российской Федерации, других
органов правоохранительной системы, а также дополнительные выплаты,
носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установ-ленные законодательством Российской Федерации;
единовременное пособие при увольнении с военной службы, из орга-нов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной системы;
доходы от предпринимательской и иной деятельности, подлежащей государственной регистрации и (или) лицензированию;
доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фер-мерского) хозяйства, в том числе без образования юридического лица;
оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с граждан-ским законодательством Российской Федерации;
алименты, получаемые членами многодетной семьи.
__________________________________________

Приложение 4
к областному закону «О статусе и мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области, и о наделении органов местного самоуправления отельными государствен-ными полномочиями»

Перечень видов доходов многодетной семьи,
не учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода

В доход многодетной семьи не учитываются:
единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное
пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячное пособие на ребенка;
единовременное пособие при рождении третьего и последующего детей, выплачиваемое в соответствии с законодательством Новгородской области;
средства регионального капитала «Семья»;
ежемесячные денежные выплаты и ежемесячные денежные компенса-ции льготным категориям граждан, выплачиваемые в соответствии с феде-ральным законодательством;
социальные доплаты к пенсии;
ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным родителям, в том числе приемным, опекунам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом;
государственная социальная помощь и социальная поддержка в виде денежных выплат и натуральной помощи, оказываемая в соответствии с
законодательством Новгородской области;
ежемесячная денежная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемая в соответствии с законодательством Новгородской области;
субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицин-скую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с реше-нием учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;
алименты, выплачиваемые одним из родителей (родителями) на
содержание несовершеннолетних детей.

________________________________________